Апластическая анемия
Апластическая анемия, обусловленна гипофункцией костного мозга, характеризуется снижением...
Медицина / Патология / Патология (статья)
Анемия – частое осложнение у больных гемобластозами. В основе развития анемического синдрома (см статью «Анемия. Общие положения. Классификация») у пациентов с гемобластозом лежат несколько механизмов. При поражении костного мозга возможно вытеснение эритроидного пула злокачественными клетками. Образование красных клеток крови также угнетает длительная и интенсивная полихимиотерапия. Часто в развитии анемии играют роль механизмы, свойственные анемии при хронических заболеваниях (см статью «Анемия хронических заболеваний»): нарушение усвоения железа в кишечнике и его высвобождение макрофагами, уменьшение синтеза эритропоэтина, повышение количества провоспалительных и противовоспалительных цитокинов.
Врач-гематолог должен понимать, что у больных с гемобластозом патогенез анемии многокомпонентный и сложный. Нельзя исключать вовлечение патогенетических механизмов всех трех групп анемий: дефицитной анемии, анемии хронических заболеваний и гематологической анемии (см статью «Анемия. Общие положения. Классификация»). Кроме этого, частые и длительные госпитализации больных с гематологической патологией, необходимость мониторинга лечения и необходимый в этих случаях частый забор небольшого количество крови с целью диагностики и прогноза вызывают ятрогенный дефицит железа. Следует учитывать, что прием лекарственных препаратов может вызывать дефицит витаминов B9 и B12.
Традиционный способ коррекции анемии в отделениях гематологии – гемотрансфузия (отмытые эритроциты, эритроцитарная масса). В некоторых группах пациентов с гематологической патологией применение эритропоэз-стимулирующих агентов (ЭСА) может быть под вопросом. То есть, перед назначением ЭСА-терапии необходимо определить группы больных, которым это лечение противопоказано. В первую очередь, это больные с хроническим лейкозом миелоидной направленности: эссенциальная полицитемия и тромбоцитопения, хронический миелолейкоз). В данном случае противопоказания к ЭСА-терапии связаны с тем, что клетки эритроидного ряда и предшественники миелопоэза довольно близки и обладают похожим рецепторным аппаратом. Теоретически эритропоэз-стимулирующие агенты способны стимулировать патологический клон указанных заболеваний. Но эта гипотеза не подтверждена ни экспериментально, ни клинически.
В какой-то мере теория о схожести рецепторного аппарата клеток-предшественников эритроидного ростка со злокачественным клоном может применяться к острым лейкемиям. Кроме этого, больные с острой лейкемией, как правило, получают массивную полихимиотерапию с резко выраженным ингибирующим действием на все ростки гемопоэза (см статью «Эритропоэз: Гемоглобин и Эритроциты»), поэтому возможна ситуация, когда для эритропоэз-стимулирующих агентов отсутствуют клетки-мишени. Некоторые специалисты установили относительную эффективность ЭСА-терапии даже у больных, подверженных аутологичной трансплантации периферических стволовых клеток (с злокачественной лимфомой и множественной миеломой).
Довольно противоречивой остается ситуация использования ЭСА у пациентов с миелодиспластическим синдромом. Конечно, в этом случае применима приведенная выше теория о схожести рецепторного аппарата клеток предшественников эритропоэза и клеток опухолевого клона. Но, как и при острой лейкемии, ни экспериментально, ни клинически влияние эритропоэз-стимулирующих агентов на злокачественный клон клеток не подтверждено, а те данные которые имеются на данный момент – неполные и спорные. Также надо отметить, что анемия (дефицит эритроцитов и гемоглобина) – основной фактор, вызывающий страдания этой группы пациентов. Поэтому регулярно осуществляются попытки использования ЭСА-терапии у пациентов с миелодиспластическим синдромом, несмотря на то, что успех наблюдается не всегда. Известные нам данные показывают, что успешное применение ЭСА у таких больных отмечается примерно у 20-40%.
Самые лучшие результаты применения ЭСА-терапии получены у больных с рефрактерной анемией и с рефрактерной анемией с избытком кольцевидных сидеробластов (ответ на терапию наблюдался у 44% больных). Самые плохие результаты ответа на ЭСА-терапию получены у пациентов с формами миелодиспластического синдрома, сопровождающегося бластозом. Таким больным не рекомендуется назначать ЭСА-терапию, как и больным с цитогенетическими аномалиями. При этом попытка назначения эритропоэз-стимулирующих агентов больным с рефракторной анемией при избытке кольцевидных сидеробластов, несомненно, оправдана, поскольку в случае ответа на терапию решаются основные проблемы пациента (такие больные, как правило, ничем не страдают, кроме анемического синдрома). Если же ответ на ЭСА-терапию получить не удается, больному назначают гемотрансфузию.
Миелодиспластический синдром – единственная патологическая группа, где перед назначением эритропоэз-стимулирующих агентов нужно определять уровень эндогенного эритропоэтина. Если уровень эндогенного эритропоэтина превышает значение 500 МЕ/мл, ЭСА не назначают.
Целевая группа больных с гематологической патологией для назначения эритропоэз-стимулирующих агентов – пациенты с множественной миеломой и лимфомами (как Ходжкина, так и неходжкинскими лимфомами). Если причиной развития анемии в этих случаях не являются гемолиз, дефицит железа, фолиевой кислоты или цианокобаламина, ЭСА-терапия успешна более чем у 50% больных. Если же анемия возникла по причине указанных дефицитных состояний, это состояние легко устраняется. С дозировками и режимами введения эритропоэз-стимулирующих агентов можно ознакомиться в статьях «Анемия хронических заболеваний», «Анемия при раке», «Анемия при хронической болезни почек» (эти рекомендации успешно применяются в гематологической практике). Среди ЭСА-препаратов наиболее популярным является Альфа-эпоэтин (Эральфон, Бинокрит, Гемакс, Эмавейл). Оптимальный режим назначения этого препарата сегодня является 12 000 МЕ 3 раза в неделю или 20 000 – 40 000 МЕ 1-2 раза в неделю, что позволяет эффективно контролировать лечение и достигать быстрого эффекта от терапии.
Гемозаместительная терапия назначается всем больным, которым нельзя назначать ЭСА-терапию или если она оказалась неэффективной. В этом случае нельзя забывать о гемотрансмиссивных инфекциях (вирус гепатита, ВИЧ и др), а также учитывать вероятность возникновения трансфузионных реакций. Отметим, что длительные гемотрансфузии вызывают переизбыток железа в организме, что может представлять серьезную опасность для разных органов и систем. Так, из 420 мл донорской крови получают примерно 250 мл эритроцитарной массы, в которой содержится около 200 мг железа. После трансфузии железо высвобождается из донорских эритроцитов макрофагами ретикулоэндотелиальной системы и продолжает рециркулировать в организме реципиента. В итоге, после, например, 20 гемотрансфузий уровень железа в организме реципиента повышается как минимум в 2 раза. Лишнее железо, не участвующее в процессе эритропоэза, доставляется трансферрином в клетки печени, где хранится длительное время. Регулярные гемотрансфузии в конечном итоге переполняют емкости трансферрина и гепатоцитов, в результате в крови появляется несвязанное с трансферрином железо, которое откладывается в тканях органов, не предназначенных для депонирования железа (поджелудочная железа, сердце и др). Отметим, что накопление железа в поджелудочной железе может вызвать панкреатит и сахарный диабет, в сердце – токсическую кардиомиопатию, которая характеризуется нарушениями сократительной способности сердца, аритмиями и др). К другим клиническим последствиям посттрансфузионной перегрузки железом относят цирроз или фиброз печени и эндокринопатии.
Для диагностики посттрансфузионной перегрузки железом применяют следующие критерии:
Больным, которым регулярно проводят гемотрансфузию, назначается хелаторная терапия (Деферазирокс или Эксиджад) для связывания и элиминации железа.
Хелаторная терапия гемотрансфузионно-зависимым пациентам проводится до момента прекращения трансфузий и/или пока остается клиническая значимость перегрузкой железа. Отметим, что хелаторная терапия в большинстве случаев переносится хорошо. Из возможных побочных эффектов можно выделить расстройства желудочно-кишечного тракта, высыпания на коже, незначительное повышение уровня креатинина в крови. Иногда при назначении высоких доз Дефарозирокса наблюдается устойчивое повышение уровня креатинина в крови. В этом случае пациент нуждается в коррекции дозировки хелатора.
Пациенты, которые ожидают аллогенную трансплантацию гемопоэтических клеток, получают хелаторную терапию до момента трансплантации.
Апластическая анемия, обусловленна гипофункцией костного мозга, характеризуется снижением...
Хроническая болезнь почек (ХБП) подразумевает наличие любых маркеров повреждения почек,...
Злокачественные патологии часто сопровождаются анемией – это форма анемии при...
Анемия хронических заболеваний занимает второе место среди всех видов анемий, после...
Среди заболеваний крови особое место занимает анемия. С этой патологией сталкиваются врачи...
анализы, БАД, биологическая медицина, витамины, гастроэнтерология, гигиена, гинекология, гомеопатия, дерматология, диагностика, диетология, заболевания, иммунология, инфекционные заболевания, инфекция, исследования, кардиология, кожа, косметика, красота, лекарственные растения, лечение, неврология, неонатология, обследование, оздоровление, онкология, ортопедия, педиатрия, питание, пищеварительная система, поведение, похудение, препараты, продукты, профилактика, процедура, психология, пульмонология, рак, реабилитация, сердечно-сосудистая система, ССС, тело, терапия, травматология, уход, фитотерапия, хирургия, эндокринология
Показать все теги
Комменатрии к новости