Медицина / Диагностика / Диагностика (статья)

Рентгенография: Лекарственные Поражения Легких

Рентген легкихРентген легкихРазные лекарственные препараты могут вызывать изменения в легких. Нужно отметить, что риск возникновения побочного действия от лекарственных препаратов гораздо выше у женщин, курящих, также этот риск повышается с возрастом.

Рентгенологическая картина проявления лекарственной токсичности в легких довольно разнообразна – двустороннее усиление интерстициального компонента легочного рисунка с образованием сетчатых (ретикулярных) теней, фиброзные изменения, двусторонние участки альвеолярной инфильтрации и снижение прозрачности по типу «матового стекла, «мигрирующие» эозинофильные инфильтраты по типу синдрома Леффлера, даже может развиться «сотовое легкое».

«Мигрирующие» эозинофильные инфильтраты могут возникать вследствие приема антибактериальных препаратов (антибиотики пенициллинового ряда, ванкомицин, ко-тримоксазол, сульфаниламиды, нитрофураны и др), противогрибковые средства, нестероидные противовоспалительные препараты, противовирусные средства (интерферон, ацикловир и др), йодсодержащие контрастные вещества, противосудорожные средства, цитостатики, нейролептики и другие лекарственные препараты.

Инфильтраты в легких, возникающие в результате побочного действия лекарственных препаратов, локализуются преимущественно в субплевральных отделах, при этом рентгенологическая картина напоминает криптогенную организующуюся пневмонию (см статью «Рентгенография: Идиопатические Интерстициальные Пневмонии») – эти изменения могут вызывать Метотрексат (цитостатическое средство) и Амиодарон (антиаритмическое средство).

Изменения по типу пневмонита (неспецифической интерстициальной пневмонии, криптогенной организующейся пневмонии) могут возникать в результате побочного действия антибиотиков пенициллинового ряда, нитрофуранов, сульфаниламидов, наркотических средств, солей золота, цитостатиков.

Тяжелые случаи поражения легких протекают по типу респираторного дистресс-синдрома у взрослых (РДСВ), обусловлены побочным действием применения наркотических анальгезирующих средств, героина, кокаина. Также РДСВ может развиваться вследствие применения цитостатических средств (циклофосфамид, метотрексат, блеомицин). Нужно обратить внимание на тот факт, что у больных с лейкозами респираторных дистресс-синдром у взрослых может развиваться в результате сочетания токсического влияния на легкие продуктов распада атипичных клеток и лекарственного препарата.

Определить весь спектр изменений в легочной ткани при лекарственном поражении позволяет рентгеновская компьютерная томография (РКТ).

Амиодароновое легкое

«Амиодароновое легкое» - часто встречающееся поражение легких по типу пневмонита, вызванное приемом Амиодарона (антиаритмического средства). Основными факторами риска развития «амиодаронового легкого» являются:

  • Суточная доза Амиодарона превышает 400 мг
  • Продолжительность приема препарата более 2-х месяцев
  • Пожилой возраст пациента
  • Проведение легочной ангиографии
  • Сопутствующая патология легких
  • Хирургические вмешательства

Развитие «амиодароногово легкого» проходит постепенно – сроки обнаружения изменений в легких составляют от нескольких недель до нескольких лет прима Амиодарона (в среднем сроки развития составляют 1,5-2 года). Клиническая картина «амиодаронового легкого» характеризуется одышкой, сухим кашлем, умеренным повышением температуры тела. Рентгенологические признаки патологии проявляются в виде двусторонних ассиметричных альвеолярных инфильтратов, усиления легочного рисунка с образованием ретикулярных теней, а также участков снижения прозрачности по типу «матового стекла».

Острое начало - «острое амиодароновое легкое» - может быть обусловлено введением больших доз Амиодарона, а также наркозом, оксигенотерапией, искусственной вентиляцией легких. Клинические и рентгенологические признаки «острого амиодаронового легкого» напоминают картину респираторного дистресс-синдрома у взрослых (см статью «Рентгенография: Нарушения легочного кровообращения»).

Метотрексатовое легкое

Также нужно обратить внимание на цитостатический препарат Метотрексат, применение которого часто вызывает развитие пневмонита на протяжении первого года терапии. Факторами риска развития «метотрексатового легкого», помимо приема самого Метотрексата, являются гипоальбуминемия, предшествующие патологии легких, сахарный диабет. Клиническая картина «метотрексатового легкого» характеризуется одышкой и кашлем. Рентгенологическая картина демонстрирует усиление легочного рисунка с образованием ретикулярных теней (рисунок 1), возможно образование инфильтративных изменений. Типичны распространенные изменения, или преобладание этих изменений, в базальных отделах легких.

Метотрексатовое легкоеМетотрексатовое легкое

Рисунок 1. «Метотрексатовое легкое» - изменения в легких, обусловленные побочным действием Метотрексата. А – на рентгенограмме определяется распространенное усиление интерстициального компонента легочного рисунка с образованием мелкосетчатых теней. В проекции второго межреберья правого легкого визуализируется кальцинированный очаг (вероятно, этот очаг обусловлен посттуберкулезными изменениями). Б – увеличенный фрагмент рентгенограммы А (правое легочное поле)

 

Лекарственное поражение легкихЛекарственное поражение легких

Рисунок 2. А – лекарственное поражение легких, обусловленное амиодароном (рентгенограмма в прямой и боковой проекциях). В обоих легких определяются инфильтраты и ретикулярные интерстициальные изменения. Б – рентгенограмма того же пациента, выполненная после курса лечения: на снимке отмечается нормализация рентгенологической картины

Лекарственное поражение легкихЛекарственное поражение легких

Рисунок 3. Лекарственное поражение легких, обусловленное метотрексатом. С обеих сторон в прикорневых отделах легких определяются неоднородные инфильтраты

 

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: